Прогрев двигателя в холодное время года: советы и рекомендации
По утрам зимой можно наблюдать, как автомобилисты прогревают свои припаркованные в заснеженных дворах машины. Начинающие водители при этом задаются вопросом, а насколько обязательна данная процедура и есть ли от нее какой-либо прок? Эксперты издания «За рулем» дают развернутый ответ.
На самом деле от прогрева транспортного средства в холодное время зависит его работоспособность. Конечно, можно сесть за руль и сразу же поехать, однако такой подход чреват серьезными неприятностями.
Содержание:
- Почему нужно прогревать машину?
- Сколько нужно прогревать движок?
- А что с коробкой передач?
- Как понять, что двигатель прогрет?
- А как быть с обзором?
Почему нужно прогревать машину?
При сильных морозах многие агрегаты и узлы автомобиля испытывают сильный стресс. Особенно это касается двигателя. На холоде масло в силовом агрегате загустевает, что приводит к снижению эффективности смазывания деталей. В первую очередь из-за недостатка смазки страдают рабочие поверхности поршней и цилиндров.
Дело в том, что смазка на данные компоненты наносится посредством разбрызгивания, однако если масло на холоде загустело, то оно попросту не сможет равномерно распылиться.
► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram
При этом стоит учесть, что быстрее всего после запуска прогреваются поршни, в то время как цилиндры еще какое-то время остаются холодными. Если рвануть «с места в карьер» (дать на мотор повышенную нагрузку), то можно нарваться на серьезную поломку.
Как никак, а в процессе интенсивного сгорания поршни раскаляются и расширяются. Зазор между трущимися поверхностями становится минимальным, и один из поршней запросто может прихватить к стенке цилиндра.
Если же трогаться не сразу и давать мотору прогреться, то смазка станет менее вязкой, распределится по поверхностям, и зазоры придут в норму. Таким образом, прогрев машины в зимнее время является обязательным условием для ее нормальной эксплуатации.
Сколько нужно прогревать движок?
По мнению экспертов, если температура снаружи плюсовая (около нуля градусов), то для прогрева машины хватит и одной минуты, особенно если водитель плавно начинает движение, не раскручивая мотор.
При температуре от нуля до -10 градусов Цельсия рекомендуется дать движку поработать на холостых оборотах хотя бы пару минут. Этого хватит, чтобы он прогрелся и вошел «в тонус».
Если же на улице стоит морозец, то лучше всего дать движку поработать от 5 и более минут (например, пока не отмерзнут стекла), при этом первые полчаса после начала движения водителю стоит избегать резких ускорений.
Впрочем, это всего лишь общие рекомендации, и на время прогрева могут также влиять различного рода нюансы. К примеру, если владелец выезжает с утра на работу и чуть ли не сразу оказывается на скоростной магистрали, то при такой эксплуатации прогревать машину следует несколько дольше обычного.
Читайте также: Как водители портят свой авто, сами того не осознавая
А вот если автомобилист, начиная движение, оказывается в вялотекущей городской пробке, то движок особой нагрузке не подвергается. Небольшой прогрев, конечно, не помешает даже при таком раскладе, но в целом мотор без особого стресса разработается по пути.
Другая ситуация: водитель вынужден парковаться в заваленном снегом дворе и каждое утро у него начинается с попыток выбраться из сугробов. В таком случае движок машины уже со старта работает под серьезной нагрузкой, поэтому важно, чтобы он был предварительно хорошо прогрет.
А что с коробкой передач?
Как и двигатели, коробки передач тоже нуждаются в прогреве, так как они опять же неважно переносят нагрузки «на холодную». Конкретно механика прогревается одновременно с силовым агрегатом, так как мотор вращает первичный вал и шестрени на вторичном валу, тем самым разгоняя смазку.
А вот автоматические трансмиссии и вариаторы выходят на рабочую температуру дольше, чем та же МКПП. Эксперты советуют, что побыстрее привести их «в тонус» можно подержав селектор поочередно в режимах D и R.
Как понять, что двигатель прогрет?
Проще всего это сделать, проследив за показаниями тахометра. Когда стрелка последнего опустится до 700-800 об/мин, то можно не спеша начинать движение.
Также можно довериться указателю температуры двигателя (если таковой имеется), однако не лишним будет предварительно проверить его точность. Для этого следует подсоединить к OBD-разъему адаптер ELM327 и затем посмотреть данные через приложение на смартфоне.
Если положение стрелки / графической шкалы соответствует заявленному на экране телефона, то штатному указателю можно доверять. Также мобильные приложения нередко показывают и другую полезную информацию (например, температуру АКПП или вариатора).
А еще любую современную машину можно доукомплектовать маршрутным компьютером. Будучи подключенным через разъем OBD, он опять таки способен отображать температуру двигателя и коробки, а также целый ряд другой системной информации.
А как быть с обзором?
Если машина простоит ночью на морозе, то ее стекла как снаружи, так и изнутри может затянуть льдом. Начинать движение с ограниченным обзором — не самая лучшая идея, поэтому лучше всего дождаться пока стекла оттают.
Лучше всего, с этой задачей справляется функция электрообогрева лобового стекла, однако она есть далеко на всех машинах — при таком раскладе полагаться придется лишь на потоки свежего воздуха из отопителя, а также на скребок.
Читайте также: Запуск мотора зимой: как сделать все правильно, чтобы не остаться дома?